Москва, ул. Павла Корчагина 2

Пн – Пт: 9:00 – 20:00

info@imede.ru +7 (495) 644-46-85

Порядок проведения проверки Росздравнадзора

Полезное

Начиная с 3 октября 2016 года процедуру проверки учреждений, которые работают в сфере здравоохранения, осуществляет Росздравнадзор. Эта обязанность закреплена за представителями данной организации. Чтобы проверка прошла без последствий, к ней необходимо готовиться заранее.

Содержание скрыть

Права и обязанности представителей Росздравнадзора

Сотрудники Росздравнадзора, осуществляющие проверки в организациях, имеют ниже перечисленные полномочия:

  1. Имеют право запрашивать сведения, касающиеся предмета проверки.
  2. Имеют право запрашивать и рассматривать документацию, характеризующую работу организации.
  3. Имеют право оценивать, соблюдаются ли требования законодательства в отношении проведения экспертиз.
  4. Имеют право оценивать, правильно ли заполняются медицинская документация.
  5. Имеют право получать доступ на территорию организации.
  6. Имеют право копировать документацию учреждения.
  7. Имеют право ограничивать работу организации и принимать меры по профилактике правонарушений.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. В то же время у сотрудников проверяющей организации существуют обязанности, которые они должны выполнять. Представители Росздравнадзора обязаны:

  1. Своевременно предпринимать меры по предупреждению правонарушений.
  2. Соблюдать законодательство Российской Федерации.
  3. Соблюдать интересы ЮЛ.
  4. Производить проверку по предписанию руководства Росздравнадзора.
  5. Предъявить служебные удостоверения при проведении проверок.
  6. Разрешить руководителю проверяемого учреждения находиться на месте проверки.
  7. Предоставить руководителю проверяемого медучреждения полную информацию и документацию, относящуюся к предмету проверки.
  8. Познакомить сотрудников проверяемой организации с результатами и выводами, проведенного мероприятия.
  9. В случае, если проверяемая организация обжалует выводы Росздравнадзора, он обязан обосновать свое решение.
  10. Произвести записи в соответствующем журнале.

ВНИМАНИЕ! Все вышеперечисленные права и обязанности проверяющих должностных лиц зафиксированы в нормативных актах. Если в ходе проверки сотрудники Росздравнадзора превышают свои полномочия и производят действия, не предусмотренные законодательством, то руководство медицинской организации может написать жалобу на их действия в правоохранительные органы.

Кого может проверять Росздравнадзор?

Росздравнадзор может осуществлять проверки в отношении ниже перечисленных организаций:

  • организаций здравоохранения;
  • аптечных организаций;
  • организаций, осуществляющих оптовую продажу медикаментов;
  • иных учреждений и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения.

Таким образом, если ваша организация каким-то образом задействована в здравоохранении, то она может стать объектом проверки Росздравнадзора.

По каким направлениям проводятся проверки?

В зависимости от того, каковы особенности работы проверяемого учреждения, Росздравнадзор может проводить контроль по следующим направлениям:

  • Наличие лицензий на работу у медицинских учреждений.
  • Выполнение медицинскими организациями стандартов работы.
  • Контроль за соблюдением правил при медицинских осмотрах, освидетельствованиях, медицинских экспертизах.
  • Контроль за безопасностью условий работы сотрудников медицинских организаций.
  • Контроль за безопасностью использования медоборудования.
  • Контроль за соблюдением ограничительных мероприятий, установленных в отношении медицинских организаций.
  • Контроль за соблюдением правил ведомственного и локального контроля.

Проверка может затронуть как отдельный аспект, так и осуществляться комплексно. В этом случае рассмотрению подлежат все сферы деятельности организации.

Предметы проверок Росздравнадзора

В ходе проверок Росздравнадзор рассматривает следующие аспекты:

  • Доступна ли для граждан информации о предоставляемых услугах? Прежде всего, Росздравнадзор смотрит, соблюдается ли в организации федеральный закон «О защите прав потребителей». Согласно этому закону внутренняя документация учреждения должна располагаться в легкодоступном месте. Сведения о врачах, ведущих прием, и о платных услугах так же должны быть открытой и располагаться на стендах. Каждый пациент учреждения должен ознакомиться и подписать письменное согласие на медицинские вмешательства.
  • Имеется ли в организации лицензия на право работы и заключение Санитарно-эпидемиологической службы? Сведения в этих двух документах должны быть совпадающими.
  • Обладают ли сотрудники учреждения необходимым медицинским образованием? Согласно правилам, на должность главного врача можно назначить специалиста, проработавшего в данной сфере не менее 5 лет. Кроме того, он должен пройти подготовку по специальности «Организация здравоохранения». Сотрудники, окончившие учебное заведение среднего образования должны иметь сертификаты специалистов. В отделе кадров должны находиться следующие документы: должностные инструкции, грамотно составленные трудовые соглашения, дипломы о медицинском образовании на каждого работника, сертификаты медицинского специалиста.
  • Исполняются ли в организации медицинские стандарты? Для этого Росздравнадзор рассматривает ключевую документацию, оснащенность меддокументов, стандарты ведения учета.

Кроме того, проверяющие специалисты могут обратить внимание на следующие моменты:

  • Есть ли учредительные документы?
  • Есть ли приказ о назначении главного врача?
  • Соблюдаются ли принятые санитарно-эпидемиологические нормы и стандарты?
  • Есть ли документы, подтверждающие права собственности или права аренды на помещения и здания медицинской организации?
  • Есть ли договора на техническое обслуживание и ремонт оборудования со специализированными компаниями?
  • Есть ли в наличии все необходимые сертификаты?
  • Соблюдаются ли требования по условиям хранения медицинских препаратов?
  • Соблюдаются ли правила учета медицинских препаратов?

Проверка может затронуть и другие аспекты, связанные с правилами работы медицинского учреждения.

Документы, которые необходимо предъявить при проверке

При проведении проверочных мероприятий, Росздравнадзор имеет право затребовать следующие документы:

  • устав организации;
  • приказ о назначении главвврача, трудовое соглашение;
  • актуальное штатное расписание;
  • медицинская документация пациентов, например, договора о платном обслуживании;
  • дипломы и сертификаты, подтверждающие образование медперсонала;
  • трудовые соглашения с работниками;
  • документы, подтверждающие существование внутреннего контроля качества;
  • журнал учета показаний термометра и уровня влажности;
  • документы, которые доказывают факты рассмотрения обращений клиентов;
  • оборотная ведомость по ОС;
  • приказы, предписывающие осуществление мероприятий по модернизации;
  • список государственных контрактов на осуществление ремонта;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам;
  • формуляры на оборудование.

Документы, необходимые при проверке организации Росздравнадзором. ВАЖНО! Существует единый реестр проверок, где можно найти всю информацию о проверке. Там же можно посмотреть дату предстоящей проверки.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки проводятся, как правило, раз в три года. Существуют несколько оснований для их проведения:

  1. Вышел срок, отведенный для устранения нарушений, обнаруженных в учреждении ранее.
  2. Поступили жалобы на медицинскую организацию.
  3. Вышел приказ руководителя Росздравнадзора, изданный по поручению Президента Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проверка не может производиться на основании анонимного заявления. Проверка медицинских организаций Росздравнадзором. Для проведения внеплановой проверки Росздравнадзор должен согласовать свои действия с прокуратурой. Организацию, которая станет объектом контроля, должны предупредить за сутки до мероприятия. Основаниями для внеплановых проверок могут стать:

  1. Поступила информация об угрозе причинения вреда.
  2. Выявлены нарушения законодательства.
  3. Выявлены иные нарушения, требующие безотлагательного вмешательства.

Даже внеплановая проверка не может происходить без предупреждения. Медицинскую организацию информируют за 24 часа до начала проверки. Это достаточное время, чтобы подготовиться и устранить имеющиеся недочеты. Для того, чтобы привести работу учреждения в соответствие с требованиями, проводится внутренняя проверка, а так же ревизия всей имеющийся документации. Необходимо проверить, есть ли в наличии все необходимые бумаги.

Где найти информацию о плановой проверке?

График проведения проверок Росздравнадзора утверждается заранее. В конце каждого на сайте Генеральной прокуратуры вывешивают расписание проверок на следующий год. Все плановые проверки Росздравнадзора проводятся по утвержденному плану. Расписание ежегодно публикуется на сайте Генеральной прокуратуры в конце года, предшествующего контрольному. Однако еще до публикации графика можно оценить, какова вероятность того, что организацию посетит плановая проверка. Представителей Росздравнадзора следует ожидать, если прошло 3 года с момента:

  • предыдущей плановой проверки;
  • государственной регистрации медицинской организации;
  • начала предпринимательской деятельности, о чем нужно информировать надзорные органы.

Частота плановых проверок в медицинских учреждениях зависит так же от того, какая категория риска присвоена данной организации. В 2016 году вышло постановление Правительства России за номером 806, которое предписывает использовать риск-ориентированный подход для определения категории риска медучреждения. Существует 6 категорий: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. От того, к какой группе отнесена организация, будет зависеть и частота проверок в ней. Периодичность проверок в зависимости от категории утверждена в постановлении от 12 ноября 2012 года №1152.

Чек-листы Росздравнадзора

Для того, чтобы медицинские организации могли эффективно подготовиться к посещению контролирующих органов, Росздравнадзор разработал чек-листы с критериями оценки. Подготовлено 6 листов с 38 критериями. Для медицинских организаций разумно использовать время до следующей плановой проверки, чтобы исправить ошибки в своей работе. Чекисты при проверке медицинский учреждений Росздравнадзором. В чек-листах перечислены критерии, по которым оценивается:

  • соблюдает ли организация права пациентов в области охраны здоровья;
  • соблюдаются ли порядки организации осмотров, освидетельствований, экспертиз;
  • соблюдаются ли медицинские порядки и стандарты;
  • соблюдаются ли ограничения, которые применяют к фармацевтическим и медицинским сотрудникам.

В чек-листах в краткой и емкой форме отражены обязательные положения из 30 нормативно-правовых актов в сфере медицинских учреждений. Это дает возможность медицинским организациям привести в соответствие с обязательными требованиями свою работу. Ниже приведены несколько критериев из чек-листов и рекомендации по их выполнению.

Критерий 1: наличие нормативно-правовых актов из сферы организации медицинской практики

В чк-листе перечислены нормативно-правовые акты и локальные документы, которые должны быть в постоянном доступе для медицинского персонала. Они могут быть распечатаны или представлены в электронном виде. Задача обеспечить медицинские учреждения комплектами этих документов лежит на региональном Минздраве.

Критерии 2-10: своевременность оказания медпомощи

Период времени, в течение которого пациенту должна быть оказана медицинская помощь, определен законодательно. Сравнивая эти показатели и теми, которые есть на самом деле, руководитель медицинской организации сможет определить, выполняются ли эти требования. Локальные акты утверждают алгоритм взаимодействия подразделений внутри организации. Руководителю необходимо время от времени проверять:

  • исполняют ли работники нормы законодательства на практике;
  • достаточно ли оперативно мобилизуется персонал в экстренной ситуации ночью и в праздники;
  • есть ли у персонала необходимые для работы навыки.

Критерий 11: возможно ли вызвать медперсонал в палаты к пациентам

Это показатель доступности помощи медиков пациентам. В каждой палате стационара должны располагаться кнопки для экстренного вызова медицинских работников. В случае, если технически исполнить это невозможно, то должны быть продуманы другие варианты, как сообщить медперсоналу о необходимости прийти в палату к пациенту.

Критерий 12: обеспечение неотложной медицинской помощи

При рассмотрении этого критерия проверяющие Росздравнадзора оценивают следующие факты:

  • насколько четко медицинский персонал учреждения умеет оказывать экстренную помощь;
  • соответствует ли содержимое медицинских аптечек стандартам;
  • где хранятся аптечки и достаточно ли легко их достать при необходимости;
  • соблюдаются ли условия хранения медицинских препаратов.

ВАЖНО! Руководство медицинского учреждения должно обеспечить регулярную проверку оборудования для оказания неотложной медицинской помощи на предмет его исправности и готовности к использованию.

Критерий 13: непрерывные инструментальные и лабораторные исследования

В рамках оптимизации в некоторых медучреждениях лаборатории открыты только с 9 до 17 часов. В другое время невозможно сделать даже самые простые анализы пациентам, у которых неожиданно ухудшилось состояние. Это делает качество медицинских услуг ниже, и даже может подвергнуть жизнь и здоровье пациента риску.

Критерий 14: безопасность работы клинико-диагностической лаборатории

Деятельность лабораторной службы включает сбор, хранение, идентификацию, транспортировку биологического материала, а так же оформление полученных результатов документально. Каждый из этих этапов должен соответствовать стандартам. В этом вопросе необходимо контролировать не только работу лаборатории, но и смежных отделов. Так результаты анализов во многом зависят от того, правильно ли произвел забор материала врач.

Критерии 15-21: безопасность медицинских препаратов

Все критерии, которые необходимо соблюдать для обеспечения безопасности лекарственных средств, должны быть зафиксированы во внутренних актах. Необходимо назначить ответственных за соблюдение норм, обучить медработников, регулярно проверять соблюдение стандартов.

Критерий 23: облегчение боли у пациентов

В этом направлении необходимо разработать внутренние акты учреждения в соответствии с рекомендациями Росздравнадзора. В них должны быть перечислены:

  • методы облегчения боли, которые применяются в медучреждении;
  • алгоритмы оценки боли;
  • способы контроля результативности мер по обезболиванию.

Критерий 37: обучение и повышение квалификации работников

Руководство медицинской организации не должно подходить к управлению персоналом формально. Данные критерии позволяют определять личный вклад работника в деятельность учреждения.

Результаты проверки

При выявлении нарушений в ходе проверки, представители Росздравнадзора могут принять следующие меры:

  1. Выдать организации предписание устранить выявленные нарушения.
  2. Установить контроль за устранением нарушений.
  3. Привлечь лиц, виновных в нарушении, к ответственности.
  4. При административном нарушении оформляется протокол.
  5. При необходимости документы с результатами проверки предоставляются в прокуратуру.

ВАЖНО! Все предписания, выпущенные по результатам проверок, можно найти на сайте Росздравнадзора.

×

Hello!

Click one of our contacts below to chat on WhatsApp

× Чем мы можем помочь?